Память. Чернобыль.

«Хвост страшной кометы заденет Землю.
Люди, теряющие волосы, кожу и глаза,
Стремятся в безумном страхе из недр Борисфена».
«Многие будут ждать пришествия ангелов с неба,
А придут не ангелы, а чёрные тучи».
«Придёт комета на Землю,
Звезду Откровения неся на хвосте
И восплылает Земля страшным огнём
И тёмный ангел ударит в Хранилище Святости
Словно ад изыдет из Четвёртых Врат!»
Мишель Нострадамус 1555 год

26 апреля 1986 года в городе Чернобыль произошла самая страшная техногенная катастрофа на земле. В следствии человеческой халатности произошел взрыв реактора №4 2 очереди Чернобыльской АЭС.

Начну со строительства этой злаполучной станции. Строительство началось в 1985 году: шло стремительными темпами, поэтому реактор был воз веден всего лишь за 7 месяцев. Надо сказать, что во время строительства было допущено ОООООчень много ошибок и недочетов. Я думал : «Как реактор не взорвался раньше?», хотя раньше понятие растяжимое… Также плохим знаком был выбор типа реактора- РМБК 1000. Реактор большой мощности канальный. подробную инфу можно узнать на сайте ru.wikipedia.org/wiki/РБМК

Вообще станция находилась в 3-4 км от города, её можно было наблюдать из окон домов.
Небольшой, молодой атомоград с молодыми жителями подавал большие надежды, если бы…

Итак, начнем с хронологии. В этот день был назначен эксперимент для проверки холостого хода.
Итак. Испытания должны были проводиться 25 апреля 1986 года на мощности 700—1000 МВт (тепловых), 22-31% от полной мощности. Примерно за сутки до аварии (к 3:47 25 апреля) мощность реактора была снижена примерно до 50 % (1600 МВт). В соответствии с программой, отключена система аварийного охлаждения реактора. Однако дальнейшее снижение мощности было запрещено диспетчером Киевэнерго. Запрет был отменён диспетчером в 23:10. Во время длительной работы реактора на мощности 1600 МВт происходило нестационарное ксеноновое отравление. В течение 25 апреля пик отравления был пройден, началось разотравление реактора. К моменту получения разрешения на дальнейшее снижение мощности оперативный запас реактивности (ОЗР) возрос практически до исходного значения и продолжал возрастать. При дальнейшем снижении мощности разотравление прекратилось, и снова начался процесс отравления.

В течение примерно двух часов мощность реактора была снижена до уровня, предусмотренного программой (около 700 МВт тепловых), а затем, по неустановленной причине, до 500 МВт. В 0:28 при переходе с системы локального автоматического регулирования (ЛАР) на автоматический регулятор общей мощности (АР) оператор (СИУР) не смог удержать мощность реактора на заданном уровне, и мощность провалилась (тепловая до 30 МВт и нейтронная до нуля). Персонал, находившийся на БЩУ-4, принял решение о восстановлении мощности реактора и (извлекая поглощающие стержни реактора) через несколько минут добился её роста и в дальнейшем — стабилизации на уровне 160—200 МВт (тепловых). При этом ОЗР непрерывно снижался из-за продолжающегося отравления. Соответственно стержни ручного регулирования (РР) продолжали извлекаться.

После достижения 200 МВт тепловой мощности были включены дополнительные главные циркуляционные насосы, и количество работающих насосов было доведено до восьми. Согласно программе испытаний, четыре из них, совместно с двумя дополнительно работающими насосами ПЭН, должны были служить нагрузкой для генератора «выбегающей» турбины во время эксперимента. Дополнительное увеличение расхода теплоносителя через реактор привело к уменьшению парообразования. Кроме этого, расход относительно холодной питательной воды оставался небольшим, соответствующим мощности 200 МВт, что вызвало повышение температуры теплоносителя на входе в активную зону, и она приблизилась к температуре кипения.

В 1:23:04 начался эксперимент. Из-за снижения оборотов насосов, подключённых к «выбегающему» генератору, и положительного парового коэффициента реактивности (см. ниже) реактор испытывал тенденцию к увеличению мощности (вводилась положительная реактивность), однако в течение почти всего времени эксперимента поведение мощности не внушало опасений.

В 1:23:39 зарегистрирован сигнал аварийной защиты АЗ-5 от нажатия кнопки на пульте оператора. Поглощающие стержни начали движение в активную зону, однако вследствие их неудачной конструкции и заниженного (не регламентного) оперативного запаса реактивности реактор не был заглушён. Через 1—2 с был записан фрагмент сообщения, похожий на повторный сигнал АЗ-5. В следующие несколько секунд зарегистрированы различные сигналы, свидетельствующие о быстром росте мощности, затем регистрирующие системы вышли из строя.

По различным свидетельствам, произошло от одного до нескольких мощных ударов (большинство свидетелей указали на два мощных взрыва), и к 1:23:47—1:23:50 реактор был полностью разрушен.

1:23:48 застывшее время на пульте управления…

Сразу после взрыва была вызвана пожарная команда состоящая из: Владимир Правик (1961 — 1986), Виктор Кибенок (1963 — 1986), Николай Ващук (1959 — 1986), Владимир Тишура (1959 — 1986), Василий Игнатенко (1961 — 1986), Николай Титенок (1962 — 1986).

Все они погибли в первые 2 недели после взрыва. Они тушили всю ночь, только в пять утра их увезли в больницу. Они были без защиты, поэтому они получили запредельную дозу радиации несовместимую с жизнью. Тушение продолжалось несколько дней, хотя по
идее там нечему гореть, но горел он долго. Тушили простой водой, а это было недопустимо! От воды реакция с топливом только усиливалась! Правда потом стали с вертолета засыпать жерло «ада» песком, доломитом и свинцом. К тому после взрыва были повреждены трубы для подачи воды- конечно, туда посылали людей! Делал это Станислав Грипас- он добровольно летал на реактором в первые дни. Если говорить о первых жертвах, то первым погиб Валерий Ходемчук

 
Он находился непосредственно в машином зале, в эпицентре. Его не достали из-за высокого уровня радиации и завалов. Раектор стал его могилой. Ему посвящена доска, которая установлена непосредственно на стене, разделяющая реактор и другое помещение. И вот реактор потушен и надо его как то закрыть, в короткие сроки был создан план под названием «укрытие». Он предполагал сделать бетонную защиту всего реактора. К сожалению, была видна еще одна серьезная опастность: вода из реактора могла ийти в грунтовые воды. Поспособствовало ей бы в этом топливо: от температуры плита могла треснуть и… и могли быть последствия и по-хуже. Мог быть тепловой взрыв, и тогда зона увеличилась на куда большее расстояние. Для дезактивации были, в прямом смысле, «использованы» люди. Правда были они там, где уровни не совсем уж запредельные. А зон было три: сама 30км зона, территория возле реактора и сама крыша. Н крыше предполагали использовать роботов, но от высокой радиации они тупо переставали работать. Начинка сгорала. Специально для этого из Германии был привезен робот с названием «джокер». Но при его установке на крыше он застрял, и пришлось его вызволять вручную. Вызволить вызволили, но он уже умер. Это была последняя надежда- пришлось выпускать туда людей…

Амуниция ликвидатора весила почти 40 кг! Тду входило: х/б белье, маска (тоже х/б), потом шли свинцовые латы- фартук, лист на спину, каска(противогаз был не очень- умрешь от жары и работы) защитная из оргстекла пластина на лицо и бушлат. На ногах обыкновенные кирзачи ср свинцовыми стельками. И вот в такой защите надо работать меньше минуты! Всего прошло через крышу около 3828 человек, все они получили высокие дозы радиации несовместимые с жизнью.

Во время тушения пожара в первую ночь былозадействовано три машины: пара «зилков»

» и «урал» 375д. Вот про «урал» я и расскажу. Это машина лейтенанта внутренней службы Виктора Кибенка. Если Вы думали, что их машину сразу убрали, то заблуждаетесь. её нашли (в смысле по документам) только летом(!) и на добровольгом основании вытащили из опаной зоны. К сожалению её нельзя рассмотреть из-за того что ВСЯ техника первых месяцев была похоронена на кладбище. В фото здесь есть машина Кибенка с номером 99-39кхх. Надо сказать, что вся техника была стянута не только с Украины, но и из других городов братской республики.

Например на крыше трудился трактор «федя»- ему приделали отвал и он чистил крышу.

Для дезактивации Рыжего Леса использовали Инженерные Машины Разграждения (ИМР). С её помощью были также захоронены и другие «фонящие материалы»: на них устанавливали специальных захват для обломков, затем их грузили в самосвалы и вывозили в «могильники».

Гражданское население вывозили на обыкновенных автобусах: «икарусы», ПАЗы, ЛАЗы и т.д. кроме автобусов были еще машины скорой помощи: уазы, рафы, вроде ещё шкоды.
На завод в Кременчуг была подана заявка на создание 20 автомобилей КРАЗ для работ в зоне Чернобыля. Машины были готовы уже к началу лета и сразу же были доставлены на работу. Никаких испытаний, ничего не было. Просто седали и все. Дальнейшая судьба этих удивительных грузовиков неизвестна, известно только одно- все они захоронены. Сейчас зону обслуживают несколько грузовыз- самосвалов КРАЗ, они отличаются ярким цветом кузова, табличку с радиацией и ВНУТРЕННИМИ номерами, т.е. для зоны (да бы узнать побольше- посмотри те фильм «колеса страны советов» «Гренадёры битвы за коммунизм»).

А если считать, то там были грузовые автомобили всех марок СССР: ГАЗы, КАМАЗы, УРАЛы, КРАЗы, ЗИЛы. Иномарки тоже были, но в виде бетононасосов: MANы.
Ах да, я же не сказал толком про автобусы. Псоле того, как людей вывезли из зоны, они были «призваны на службу внутри зоны»: возить персонал, ликвидаторов. Позже эти автобусы были или захоронены, или остались гнить под открытым небом. (смотрите фото внизу!)
Не стоит забывать еще и о тракторах: они выполняли там не менее важную функцию, чем и другие. Они вывозили мусор, рылы могильники и т.д.
Самую важную роль сыграли там все-таки вертолеты. Как уже писалось в первой части, Станислав Грипас делал первые облеты там. Но не было б печали, да черти накачали! В сентябре произошел несчастный случай: вертолет с находящимся на борту членами экипажа зацепился за трос крана и упал рядо с машинным залом. Все члены экипажа погибли на месте. В память им была установлена доска и обелиск.
А что же гражданские автомобили? С ними все было непросто. После взрыва людей вывозили на автобусах, мало кто уезжал на собственном. Через некоторое время владельцам разрешили забать своих «коней», только если уровень был ниже допустимой. Иногда надо было помыть кузов от грязи и пыли, а иногда … «Прости, паря, уровень выше допустимого. Снимай номера». Но государство все-таки помогла владельцам- оно их выкупило. на них ездил персонал, те же ликвидаторы. В последствии они были или сплющине(больше всего машин) и закопаны, или свезены в кладбища(ваще мало машин!).
А теперь о защите машин.
Все машины (грузовые, автобусы, трактора) были обшиты свинцовыми листами. От радиации прям так уж сильно не защищало, но часть все-таки задерживала. Особенно хорошо защищали автобусы: снаружи были видны приделанные воздухозаборники с фильтрами, внутри окна были почти закрыты листами свинца. Внутри люди тупо сидели на «скамейках» впритык, дабы не заражать другую технику. У грузовых машин выносили лобовые стекла и ставили свинец с небольшим окошком.
Сложнее дело обстояло с военными машинами. Их призвали на службу с консервации, поэтому они были совсем как новые. Просматривая видео я сильно был поражен состоянием машин! Сейчас они тупо гниют под открытым небом! Правда без КПП и других цветметов. С защитой БТРов было сложно: часть пришла подготовленные для таких случаев- другие нет, поэтому представте: для разведки используют БТР массой офинеть тонн, он разгоняется до сотни за фиг сколько минут, а потом тормозит. Его остановит дом или грузовой автомобиль.
Кстати: машины, которые не могли никогда выехать за пределы получали надпись «зона» и внутриинвентаризационный номер!

После взрыва на энергоблоге, в воздух попало очень много радионуклидов. Они очень сильно изменили местную природу очень сильно…
Всего выброшено около 200 тонн(!) различных соединений цезия, стронция, урана… В общем, страх полный! Первы, кто принял на себя удар радиации, был еловый лес, расположенный недалеко от энергоблога. В первые часы он был действительно красного(!) цвета, затем по-рыжел. Название леса осталось, а вот самого леса уже нет…
Об его дезактивации было принято решение совместно с решением о дезактивации реактора. Лес, площадью более 2 гектаров уничтожали под корень. Для его ликвидации использовались: бензопила «дружба», ИМР, АРСы (пожарные) и соотвественно грейдеры с экскаваторами. АРС или пожарные машины нужны были для того, чтобы сбивать пыль.
Лес валили штабелями, ломали сучья, пилили на куски, и захоранивали в могильниках. А могильник- это просто яма, с пленкой на дне. Иногда бухали прямо так, когда не было пленки. С лесом все обстояло иначе: его заворачивали в целофан и закапывали. Сейчас там можно увидеть лишь холмики с эблемой радиации. Вскоре там был посажен лес причем уровень там немного выше изначального, это сделали чтобы леса «вытянули» из земли всю эту грязь. (на фото есть рыжий лес)


У станции было дерево, которое росло еще при царях Романовых вроде. В общем очень старое дерево. Сосна. Известно тем, что являлось орудием и местом многочисленных казней и расправ. Во время Второй Мировой Войны на этом дереве немецкие оккупанты вешали «красных» партизан, «красные» партизаны вешали немецких оккупантов.
После аварии на ЧАЭС в 1986 году, несмотря на уничтожение «Рыжего леса», на территории которого оно росло, дерево не тронули, решили оставить. Но прожило дерево после этого недолго. В 90-х годах сосна упала и была перевезена в один из ангаров села Новошепелычи, где находится до сих пор.
Кстати, самым опасным растением там считается мох- поскольку он легко впитывает в себя радиацию. Кто поедет туда- не подходите близко.

А теперь о фауне.
При эвакуации людям разрешили взять только паспорта и вещи первой необходимости. Животных брать запретили. Но некоторые все-таки умудрялись забрать кошку, собаку и других своих питомцев. В зоне осталось очень много домашних животных. Было принято решение на отстрел. Как бы это тяжело не звучало, но это так. Не буду писать, как это было. Это очень тяжело.
Но в качестве эксперимента туда запустили зубров и бизонов! Эти животные вымирают, и в этом заповеднике (уже заповедник!) решили проследить за их жизнью. Они прижились и стали плодиться! Из пары животных, получились стада!

В конце хочу написать- Припять и Чернобыль, это два места на земле (за которыми следят), в которых природа отвоевывает свой мир. С каждым годом видно, как разрастаются леса, как исчезают улицы и дома в зелени деревьев и кустарников. Давайте беречь мир, не будем его загрязнять…

Припять- город, который стал известным благодаря печальной Чернобыльской станции.
Сам город был основан 4 февраля 1970 г. как атомоград (некая аналогия с Тольятти). Молодой, перспективный город, с молодым населением давал большие надежды для страны.
Немного занудства. Население называли прпятчане (припятчанин, припятчанка), с населением (на то время) около 47500 человек. Назван город в честь протекающей рядом реки Припять. Надо сказать, что место выбрано не очень хорошее: поселок (именоо так) Чернобыль (впоследствии город) повидал на своем веку много всякого- это и татарское иго, и фашизм, и крови, и слез…
Чернобыль (Чорнобыль- полынь с украинского)- поселок городского типа . Население в основном старики.

Припять, как я уже писал, был молодым городом: современные дома, больницы, широкие улицы, универмаги. В городе были даже 2 дома в 16 этажей! Казалось бы- живи и радуйся! Ан нет, вон как вышло…

В центре города стояло, так называемое, «дерево дружбы»- 15 советских социалистических республик. Там же стоит знаменитая статуя Прометея. Вообще в городе много памятников- и пожарникам (кстати нашел фото с валерием ходемчуком, оно единственное. он слева), и солдатам Второй Мировой, и интересные памятники- технике ликвидации.

В основном стоит техника первых месяцев (зачем?!) и роботы, которые чистили крышу реактора. Стоит памятник поливальной машины, мывшая город.
В настоящее время город представляет собой забытое место. Из опасностей там подстеригают: мох, пыль, лужи, обочина, железо (кто едет- мотайте на ус). В 2005 году обрушилось здание школы №1, дома вообще в ветхом состоянии, лучше не ходить.

27 апреля 1986 года было передано следующее сообщение по радио:

Внимание, внимание! Уважаемые товарищи! Городской совет народных депутатов сообщает, что в связи с аварией на Чернобыльской атомной электростанции в городе Припяти складывается неблагоприятная радиационная обстановка. Партийными и советскими органами, воинскими частями принимаются необходимые меры. Однако с целью обеспечения полной безопасности людей, и, в первую очередь, детей, возникает необходимость провести временную эвакуацию жителей города в близлежащие населенные пункты Киевской области. Для этого к каждому жилому дому сегодня, двадцать седьмого апреля, начиная с четырнадцати ноль ноль часов, будут поданы автобусы в сопровождении работников милиции и представителей горисполкома. Рекомендуется с собой взять документы, крайне необходимые вещи, а также, на первый случай, продукты питания. Руководителями предприятий и учреждений определен круг работников, которые остаются на месте для обеспечения нормального функционирования предприятий города. Все жилые дома на период эвакуации будут охраняться работниками милиции. Товарищи, временно оставляя свое жилье, не забудьте, пожалуйста, закрыть окна, выключить электрические и газовые приборы, перекрыть водопроводные краны. Просим соблюдать спокойствие, организованность и порядок при проведении временной эвакуации

Самым интересным в городе был детский парк, который так и не открылся. А там было колесо обозрения(щас лучше не подходить! рухнет на голову и усё!), автодром, качели карусели. Сейчас это отгорожено колючей проволокой и …
На цветных фото (вид сверху) можно увидеть город в момент эвакуации (правда не видно). Вообще эвакуация проходила быстро- несколько часов и все. Изначально вывезли детей, как самых маленьких. И вот считайте через неделю и вывезли оттуда и взрослых со стариками. Все произошло в один деньв 14.00 началось и к 16.00 город полностью опустел. Не было никого, пустота, одни животные бегают. Затем вывезли из деревень их жителей.
Вы зададите вопрос (не все): «А вещи?» Приказ- брать только необходимое (документы, теплые вещи). После эвакуации началась дезактивация города, проще говоря — смыть сбить радиацию. С деревнями проще было — облили водой из шланга и закопали в яму рядом. Верхний зараженный слой почвы «срезали» на штык лопаты, свернули и вывезли в могильники. С городом сложнее- его не закопаешь в яму! принято решение почистить дома и дороги спецбурдой. Дома тем же раствором и мыльной пеной. Тут есть наиогромнейшая тупость человека- ЗАРАЖЕННАЯ ВОДА УХОДИТ В ЗЕМЛЮ (бестолочи, слов нет…) Вскоре город был «почищен» и обнесен периметром с колючей проволокой и охраной. Есть три КПП, через которые можно пройти (их всего три). Самое «известное»- КПП «Дитятки».
Уровни радиации там не очень маленькие- в некоторых местах зашкаливают. Причина написана выше.
Через несколько месяцев появились мародеры- тащили все и вся. Посуда мебель, одежда, все короче… Повезло кому- нибудь купить такое…

Чуть не забыл- лучше не ходите к «мосту смерти». Это железный мост, ведущий к станции. Прозвище получил уже сами надеюсь догадались.

Взято отсюда: https://www.drive2.ru/b/745306/ 

Стилистика и пунктуация автора сохранены